Системы оценок уровня владения английским языком и экзамены

  • Posted on: 14 February 2015
  • By: Дмитрий Мещеряков

В обзоре репетитора английского Отрадное приводятся существующие системы оценок уровня владения английским языком, и устанавливаются соответствия между ними.


Когда-то я уже писал на эту тему на нашем первом сайте, но все, как и положено полезным вещам, пропало. Но  иметь все в одном месте весьма удобно, поэтому приходится писать снова. Приведенная ниже информация взята из 2 источников - общедоступного (Википедия) и очень малодоступного - Quick Placement Test (Oxford University Press).

Косвенным поводом взяться за эту тему послужил опрос от Longman-Pearson, иллюстрирующий, как создаются такие классификации. В опросе, адресованном практикующим преподавателям, предлагается ответить на серию вопросов типа:

Как вы считаете, на каком уровне владения языком 50% студентов справятся с задачей: [Построить несложное предложение о своих навыках с использованием can/can/t]? Предлагалось 3 набора по 10-15 вопросов. Одновременно все это иллюстрирует уровень субъективности и точности любых оценок уровня вообще.

Однако, в целом без таких оценок обойтись невозможно. Мы начнем с самой важной для России и российских учащихся таблицы - таблицы соответствия уровней российских экзаменов и европейских уровней компетенций владения английским языком. Иногда именно этими уровнями маркируются учебники для подготовки к соответствующему экзамену. К примеру, учебник для подготовки к ЕГЭ будет помечен уровнем В2, а для подготовки к ГИА - уровнем В1.

 

Таблица 1. Соответствие российских экзаменов европейским шкалам уровней владения английским языком

                                               

Российский

     

экзамен

   

Уровень CEFR
Уровень ALTE
ЕГЭ (11 класс)
B2 (Vantage)
Level 3 Upper-intermediate
ГИА (9 класс)
B1 (Threshold)
Level 2 -Intermediate

 

 

Теперь мы расшифруем, что это означает. Начнем с классификации CEFR (Common European Framework of Reference for Languages). Ее же часто называют CEF. Именно по этой шкале предлагалось оценить навыки в опросе Лонгман. Надо учесть, что эти классификации описывают владение любым иностранным языком, но мы ограничимся английским.

 

Таблица 2

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком                                                                                                                                      

Уровень Описание  % соотношение словарного запаса к вышестоящему уровню  % соотношение словарного запаса к уровню C2
A1 Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения,   необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться/   представить других, задавать/ отвечать на вопросы о месте жительства,   знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если   собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь. 50 % 12 %
A2 Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения   связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и   членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т. п.). Могу   выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или   бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных   и близких, описать основные аспекты повседневной жизни. 50 % 24 %
B1 Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном   языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге   и т. д. Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть   во время пребывания в стране изучаемого языка. Могу составить связное   сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать   впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосно­вать свое   мнение и планы на будущее. 67 % 48 %
B2 Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные   темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и   спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых   затруднений для любой из сторон. Я умею делать четкие, подробные   сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему,   показать преимущество и недостатки разных мнений. 81 % 72 %
C1 Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю   скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая   затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую   язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать   точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы,   демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и   объединением его элементов. 89 % 89 %
C2 Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу   составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных   источников. Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью   точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях.   100 %

В следующей таблице мы приведем соответствие уровней владения языком различным международным экзаменам на знание английского языка. Для того, чтобы сориентироваться в предлагаемых в мире экзаменах по английскому языку см наш Обзор международных экзаменов на знание английского языка

Таблица 3

Соответствие уровней владения языком различным экзаменам                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

CEFR level City and Guilds NQF (UK Only) Cambridge exam[9][10] IELTS[12] PTE Academic PTE General (formerly LTE) AMCAD EFL TOEIC UNIcert (different languages) Versant ALTE level TOEFL (IBT) British General Qualifications
C2 Mastery Level 7-8 CPE grade A, B or C [15] / CAE grade A [16] 8.5 to 9.0 85 Level 5 C2 - UNIcert IV 79-80 Level 5 - -
C1 Expert Levels 4-6 CPE (45 to 59) [17] / CAE grade B or C / FCE grade A [18] 6.5-7.0 to 8.0 76 Level 4 C1 490 - 495 points (listening) 455 - 495 points (reading) UNIcert III 69-78 Level 4 110 to 120 -
B2 Communicator Level 3 CAE (45 to 59) / FCE grade B or C / PET Pass with Distinction [19] 5.0-5.5 to 6.0-6.5 59 Level 3 B2 785 - 990 points UNIcert II 58-68 Level 3 87 to 109  
B1 Achiever Level 2 FCE (45 to 59) [20] / PET Pass with Merit, Pass / KET Pass with Distinction [21] 4.0 to 4.5-5.0 43 Level 2 B1 550 - 780 points UNIcert I 47-57 Level 2 57 to 86 GCE A-Level / AS-Level
A2 Access Level 1 PET (45 to 59) [22] / KET Pass with Merit, Pass   30 Level 1 A2 225 - 545 points   36-46 Level 1 - Higher Tier GCSE
A1 Preliminary Entry Level KET (45 to 59) [23]     Level A1 A1     

     

120 - 220 points   26-35 Breakthrough level

И наконец, ради чего все и затевалось. В последней таблице мы установим соответствие между уровнями CEFR и ALTE = the Assotiation of Language Testers in Europe, то есть ассоциации европейских тестеров. Именно их классификация чаще всего используется в градуировании учебников английского языка.

Таблица 4

соответствие между уровнями CEFR и ALTE (the Assotiation of Language Testers in Europe)                                                                                   

CEFR level
ALTE level
C2 (Mastery) Level 5 Very Advanced
C1 (Effective proficiency) Level 4 Advanced
B2 (Vantage) Level 3 Upper-intermediate
B1 (Threshold) Level 2 Lower Intermediate - Pre-intermediate -Intermediate
A2 (Waystage) Level 1 Elementary
A1 (Breakthrough level) Level 0   Beginner

 

Далее приведем таблицу, устанавливающую соответствие между европейской и американскими шкалами компетенций.

     Таблица 5
Соответствие между европейской и американскими шкалами компетенций.    
                                                                                                                                                                                                                       

CEFR ILR ACTFL NB OPS CLB PSC
A1 0/0+/1 Novice (Low/Mid/High) Unrated/0+/1 1/2 A
A2 1+ Intermediate (Low/Mid/High) 1+/2 3/4 B
B1 2 Advanced Low 2+ 5/6 C
B2 2+ Advanced Mid 3 7/8  
C1 3/3+ Advanced High 3+ 9/10  
C2 4 Superior 4 11/12  
  4+/5        

Расшифровка аббревиатур в таблице 5 (номер в списке соответствует номеру столбца таблицы):

  1. The CEFR Европейская шкала компетенций
  2. Interagency Language Roundtable Scale (ILR, United States)
  3. American Council for the Teaching of Foreign Languages Proficiency Guidelines (ACTFL)
  4. New Brunswick Oral Proficiency Scale (NB OPS, English and French only)
  5. Canadian Language Benchmarks (CLB, English and French only)
  6. Public Service Commission of Canada Second Official Language Proficiency Levels (PSC, English and French only)

 И, наконец, в силу ее важности, приведем таблицу соответствия российские экзамены - европейские уровни еще раз.

Таблица 1. Соответствие российских экзаменов европейским шкалам уровней владения английским языком

                                               

Российский

     

экзамен

   

Уровень CEFR
Уровень ALTE
ЕГЭ (11 класс)
B2 (Vantage)
Level 3 Upper-intermediate
ГИА (9 класс)
B1 (Threshold)
Level 2 -Intermediate


 

 
 
Оцените, пожалуйста, материал: 
Average: 5 (2 votes)