Плохой учитель и хороший учитель с точки зрения управления знаниями

  • Posted on: 23 February 2015
  • By: dimikkio

Хороший учитель и плохой учитель

Репетитор английского Отрадное обсуждает качества современного преподавателя в свете концепций управления знаниями и изменившихся условий преподавания.


Управление знаниями  как самостоятельная область менеджмента возникла около двадцати лет назад. [1]  Фактически, речь идет о воплощении в жизнь  известного высказывания «кто владеет информацией, владеет миром». Можно сказать  и так, что единственной целью появления во многих фирмах и корпорациях  менеджеров знаний, и даже целых отделов по управлению знаниями, является  попытка достичь синэргетического эффекта в деле повышения креативности  сотрудников.

 

Однако, какое  отношение это все имеет к заявленной в названии статьи попытке проиллюстрировать  разницу между хорошим и плохим учителем? Самое непосредственное.  Говоря о разнице между хорошим и плохим  учителем, невозможно не связать ее с эволюции отношений учитель-ученик. В целях  определенности, все дальнейшие рассуждения касаются такого важного и широко  распространенного предмета, как английский язык.

 

В обзоре МакАдама и  МакКриди [2], посвященном известным моделям в этой области, есть любопытная  таблица, в которой сравниваются старая и новая парадигмы  управления знаниями. Не следует думать, что до  появления термина «управление знаниями» и выделения этого обширного  самостоятельного направления,  такая  парадигма отсутствовала. Она существовала, но не была описана, как единое  целое. В общем, ситуация напоминает точные науки. К примеру, никто не скажет,  что квантовые свойства микромира стали проявляться только после открытия  квантовой механики. Поэтому, вполне уместно говорить о старой парадигме  управления знаниями, и сравнивать ее с новой.

 Я не буду приводить всю таблицу из  [2], так как некоторые пункты не имеют прямого  отношения к изменению отношений учитель английского языка – ученик.

Таблица 1
Парадигмы в управлении знаниями 

                                                                                                 

старая новая
Дисциплина организации обучение организации
Негибкие организации гибкие организации
Менеджеры-администраторы менеджеры-лидеры
Ограниченное и стесненное общение открытое общение

Предполагается, что большинство членов организации
      не заслуживают доверия

Предполагается, что большинство членов организации заслуживают доверия

Большинство членов организации лишены власти большинство членов организации обладают властью
Локальные знания отдельных работников должны управляться и соединяться в систему с помощью верховенства менеджмента Локальные знания отдельных работников представляют собой самый важный фактор успеха, и подчиняются только верховенству креативности

А теперь  модифицируем предыдущую таблицу так, чтобы она описывала отношения  учитель-ученик.

Таблица 2
Отношения учитель английского языка - ученик

                                                                                     

старые новые
Дисциплина в классе результаты класса в учебе
Негибкие методики гибкие методики
Учитель-администратор учитель - лидер процесса обучения
Ограниченное и стесненное общение открытое общение

Предполагается, что большинство учеников
      не заслуживают доверия

Предполагается, что большинство учеников заслуживают доверия

Большинство учеников лишены власти повлиять на ход урока большинство учеников обладают возможностью повлиять на ход урока
Локальные знания учеников должны управляться и соединяться в систему с помощью верховенства менеджмента учителя Локальные знания учеников представляют собой самый важный фактор успеха, и подчиняются только верховенству креативности

 Из таблицы 2   и ее сравнения с таблицей 1 видно, как современные концепции управления  знаниями находят свое соответствие в отношениях учитель английского – ученик. Ясно,  что не все эти пункты реализуемы в классе. Часть из них может быть эффективно  реализована в индивидуальных занятиях.   Однако ясно, что современная тенденция к демократизации обстановки на  занятиях, к превращению учителя из стоящего на сияющей вершине наставника в  партнера по учебному процессу не изолирована, а связана с глобальными  процессами в обществе, и, в частности, в бизнесе. Приведенные таблицы хорошо  это иллюстрируют.

Самый главный, на  мой взгляд, пункт – учитель – лидер процесса обучения, а не надсмотрщик и не  контролер. Именно такая позиция  учителя  отвечающим современным требованиям. Понимание этого, со стороны учеников,  делает их подлинно проактивными, делает их полноправными участниками учебного  процесса. Понимание того, какими качествами должен обладать хороший современный  учитель английского языка, со стороны родителей, облегчает им оценку и, в некоторых случаях,  выбор преподавателей для своего ребенка. Понимание этого, со стороны учителей,  как раз и делит их на хороших, и тех, кто к ним, увы, не принадлежит.

Дмитрий  Мещеряков

Литература

 

  1.   NONAKA I (1988) Creating organizational  order out of chaos: self renewal
      in Japanese Firms. California Mangement Review  30(3), 57–73.
  2. MCADAM R and MCCREEDY S (1999)  A critical review of knowledge  management models. The Learning Organization 6(3),  91–100.

Дополнение при переносе статьи:

 Тема совершенно не теряет своей актуальности.  По-прежнему бытует мнение, что хороший учитель - это некто с палкой, готовый настучать этой палдкой по пяткам ученику.

 Ну посудите сами.

За последние 50 лет ситуация КАРДИНАЛЬНО поменялась - раньше был явный недостаток учебных материалов и учебников английского языка. Хороший учитель обладал этими секретными знаниями, и был обоснованно строг. Лдогика была такой: " Учись, дурак, пока я жив: таких супер материалов по английскому больше ни у кого нет. "

 Теперь мы наблюдаем явный избыток даже хороших материалов по английскому языку, равно как и хороших учебников. Это, кстати, многие из студентов понимают. Отсюда следует, что необходимые хорошему учителю качества за последние 50, условно говоря, лет тоже кардинально  изменились. Теперь хороший учитель стал еще и менеджером по эффективному управлению процессом обучения. Фактически, это ваш проводник в мире материалов и методов.

 Приведу практический пример, с одной стороны, очевидный, с другой - не очень.
   Двольно часто я говорю своим студентам: Вот это упражнение из Workbook можете делать, а можете - нет. На ваш вкус и настроение.
  А иногда говорю - вот это упражнение плохое, не делайте его вообще.

Раньше, еще 30 лет назад - я начинал преподавать по Экерсли и Хорнби - такая ситуация была немыслимой. Каждое упражнение было на вес золота, плохое или хорошее. Потому - вопроса делать-не делать не возникало. Делать однозначно, других-то все равно нет. "Берите, что есть, а то и этого не будет" (с) Знакомо?

 Теперь есть выбор, и это прекрасно. У вас есть больше возможностей, больше их и у меня. Этот простой факт подтверждает выводы, сделанные в статье.


 Отличная статья, одна из лучших, мной написанных. Вот данные о просмотрах со старого сайта:

Добавил: mick (01.01.2012) | Автор: Дмитрий Мещеряков W Просмотров: 3036

 С января 2010 по февраль 2015 -не так много, всего по два просмотра в день, даже меньше. Вывод - явно недооцененная статья.

 
 
Оцените, пожалуйста, статью: 
Average: 5 (3 votes)